Особенности работы концертмейстера на театральном отделении ДШИ. Из опыта концертмейстерской работы.
За последние 30 лет в нашей стране начали активно появляться театральные школы и театральные отделения в ДШИ. Несмотря на то, что театр является одним из древнейших видов искусств, наша система художественного образования лишь не так давно обратила внимание на уникальные возможности театрального воспитания в созидании яркой, деятельной, продуктивной личности. В театральные школы и на театральные отделения стали приходить грамотные профессионалы, появились интересные проекты, энтузиасты много работают для продвижения этого направления в системе художественного образования. Более того, был создан Союз детских театральных школ и театральных отделений Детских школ искусств.
СДТШ уже несколько лет проводит свои лаборатории, семинары, форумы и всё это помогает его участникам решать те общие задачи, которые преподаватели театральных дисциплин ставят перед собой. В этом ряду, несколько отдельно на данный момент, существует серьезная проблема концертмейстерской работы в театральном детском коллективе.
Надо отметить, что на сегодняшний день, концертмейстер (хороший концертмейстер) стал некоторой дефицитной фигурой. Ведь концертмейстер - это не просто исполнитель с хорошей профессиональной подготовкой в игре на музыкальном инструменте. Он одновременно и обязательно - настоящий педагог, яркая художественная единица, создающая атмосферу творческого восприятия учеником учебного материала. На занятиях театральных все эти задачи становятся ещё более востребованными. Формальное исполнение какого-либо материала на уроке без понимания творческих задач становится бессмысленным. К сожалению, найти такую личность, которая будет не просто полностью включена, а искренно захвачена процессом создания спектакля - почти невыполнимая миссия. Конечно, хотелось бы, чтобы и средние и высшие учебные заведения настраивали бы своих выпускников к разнообразной деятельности, которую им придется выполнять в течении творческого пути.
Сегодня я готова поделиться своим опытом в этой непростой работе. Возможно, это поможет кому-то пересмотреть свой взгляд на эту деятельность, а кто-то поймёт, что именно такой путь приведет их к полному раскрытию их творческого потенциала.
Мой опыт работы концертмейстером на момент написания статьи превышает 48 лет. Впервые я начала работать концертмейстером в 1976 году в музыкальном училище города Абакана. И в то время существовал дефицит кадров и нам, студентам третьего курса, предложили поработать на этой должности. С тех пор я работала в ансамбле с учащимися и преподавателями в классах скрипки, виолончели, балалайки, много лет работала концертмейстером хора, хореографического коллектива, вокального класса.
Последние 25 лет мне пришлось соединить в своей творческой работе два направления: руководитель театрального коллектива и концертмейстера этого же коллектива. По сути именно из моей концертмейстерской работы, в некоторой степени, родилась и моя новая стезя - театральная.
Всю эту информацию я рассказываю затем, чтобы пояснить мои дальнейшие размышления о том, что отличает концертмейстера театрального от концертмейстера, работающего с музыкантами. За годы работы в детском театре мне пришлось научиться новым навыкам, познакомиться с огромным пластом современного музыкального материала, стать немного композитором, учитывать психологическое воздействие материала на детей разного возраста. С одной стороны, мой опыт классического музыканта, понимание музыкальной формы, знание большого количества классических произведений, мне в этом помогал. С другой стороны, заставлял становится более гибкой, обучаться новым импровизационным навыкам, преодолевать свой страх в написании каких-то музыкальных композиций.
В наших больших театрах всегда присутствует фигура музыкального руководителя. В детском театре такой фигурой должен стать концертмейстер. На театральном отделении ЕДШИ №4 «АртСозвездие» ежегодно создается около 10-12 театральных проектов: спектаклей, литературно-театральных композиций, концертных номеров. В создании каждого из них на самом первом этапе подключается и концертмейстер.
Необходимо выстроить некоторую единую стилистику спектакля. Естественно, что одну из ведущих ролей в этом будут играть музыкальная ткань спектакля. У нас есть некая обязательная программа в развитии профессиональных и человеческих качеств учащегося. Так например, в первом, втором классе ребята погружаются в естественную для них атмосферу игры. Для этого подбирается несложный, но яркий музыкальный материал. Часто режиссер сталкивается с тем что современные детские песенки или несколько примитивны, либо несут в себе негативную коннотацию и тогда концертмейстер пишет по заказу режиссерской группы новую песенку, или подбирает такой музыкальный материал, который можно использовать в соответствии возрастным особенностям детей, и на эту музыку подбирается или пишется поэтическая композиция.
Есть еще один прием. Этот прием я использовала, когда мы работали над спектаклем «Чуккок-кола» по произведениям Корнея Чуковского. Была написана маленькая опера, где дети «разговаривали» музыкальным речитативом. Спектакль был выстроен, как мини-клоунада, а на хореографических номерах была использована музыка Шостаковича из альбома «Танцы кукол». Это смелое решение, к нашему удивлению, сработало очень интересно. Мне, как концертмейстеру, пришлось плотно поработать со звукорежиссером, чтобы все темпо-ритмические, динамические и другие задачи сложились в одно музыкально-театральное полотно. Таким приемом можно пользоваться с ребятами младших классов. Самое главное - учитывать качество музыкального материала, выстраивать единое стилистическое решение, обратить внимание на психологические особенности младшего возраста, внимательно развивать хоровые и ансамблевые навыки обучающихся.
В этой работе, как заметили читатели, я несколько «пропускаю» сугубо профессиональные качества концертмейстера, так как хочу сконцентрировать ваше внимание на том, каким образом концертмейстер может стать помощником режиссёра, в подготовке к театральному действию. Надеюсь, что этими качествами обладают в той или иной степени обладают все профессиональные музыканты.
Продолжая делиться своим опытом, предлагаю вам познакомиться с ещё одним приемом, которым могут успешно воспользоваться музыкальные консультанты спектакля, которыми в ДШИ являются концертмейстеры. В 3-4 классах в нашем коллективе педагоги часто обращаются к народному материалу. Обычно для работы берутся сказки народов мира и совершенно естественно, что к этому материалу логично присоединяется и народные песни той страны, с которой мы знакомим наших учеников. Концертмейстер вместе с преподавателями подбирают и песенный и танцевальный материал, с которым будет работать педагог по основам театральной игры. И из этого взаимодействия рождаются спектакли, которые с большим интересом смотрят зрители, и в которых с большим удовольствием работают наши юные актёры. Эта история достаточна проста, но очень эффективна и одновременно эффектна.
В нашем репертуаре есть спектакли, в основе которых лежали немецкие сказки и детские песенки, у нас есть материал для истории, построенные на народном материале таких стран как Италия, Франция и т.д. Конечно же, мы обязательно включаем в нашу работу и сказки народов нашей страны, но в этом случае к этому материалу мы обращаемся несколько позднее, так как к этой работе надо подходить в более осмысленном возрасте. Русский фольклор, русская литература тоже ярко представлена в нашем репертуаре, но здесь роль концертмейстера очень плотно спаяна с работой хормейстера и хореографа, поэтому на эту тему мы предложим вашему вниманию отдельную работу.
В последнее время, бывая на различных конкурсах, форумах, я слышу, как часто члены жюри делают замечания по поводу подбора музыкального материала. Часто используется в одной работе хаотический набор случайных музыкальных произведений. Понимаю, как трудно педагогу, ставящему спектакль, разбираться ещё и во всём разнообразии музыкальных жанров, стилей, направлений. И призываю подключать к этому творческому процессу группу концертмейстеров. Для этого желательно погружать её в свой замысел, можно вместе прослушивать музыкальные композиции, смотреть, как они впишутся в тот материал, с которым вы начали вместе работать.
Для примера расскажу о том, как выстраивалась наша работа над спектаклем «Уроки» по мотивам рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В этом спектакле режиссёр предложил создать два мира: мир современных детей и мир ребят, живущих в далёкие послевоенные годы. Я, как концертмейстер и музыкальный консультант предложила ввести в спектакль три основных музыкальных лейтмотива, определяющих время, в котором живут ребята разного времени. Современные дети поют и танцуют под очень современную и несколько агрессивную композицию «Прыгай выше головы», а школьники послевоенного времени радостно поют яркую и впечатляющую песню «Москва майская». Этот контраст в итоге стал определяющим в спектакле, работая на замысел режиссера. А объединяющей силой, вечным символом доброты, материнской любви и человеческой мудрости стала русская народная песня «Ой, ты реченька». Надо сказать, что такой простой прием в большой степени повлиял и на наших учеников, участвующих в спектакле, помогая им более глубоко проживать эту очень непростую для них историю.
В конце своей работы приведу ещё один пример создания спектакля, в котором мой опыт музыканта-концертмейстера стал во многом определяющим. С нашими старшими ребятами, группой РПО мы затеяли работу над композицией по стихам Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Режиссером этого спектакля была я сама. Самое удивительное, что достаточно долго не рождалась музыкальная ткань спектакля. Чтобы я не пробовала присоединить к этим стихам, всё звучало не так. И однажды, перебирая ноты я увидела мои любимые «Мимолетности» Сергея Прокофьева. И все встало на свои места: камерное звучание фортепиано, стихи великой поэзии Серебряного века, эпоха, страна, родившая гениальных творцов. Удивительно острые гармонии Прокофьева, страстная и нервная музыка его «Сарказмов», острое и точное слово Николая Гумилёва,противоречивая любовь двух поэтов – помогли нам создать один из любимых наших спектаклей «Анна и конквистадор». А молодой педагог и актриса Екатерина Левина придумала такой пластический рисунок, который мог родиться только в невероятном содружестве всех создателей этой работы.
В итоге могу сказать одну очень важную для нас мысль: каждый раз, начиная планировать нашу будущую работу, наш небольшой творческий коллектив включается в процесс создания будущего спектакля со всей ответственностью, помогая найти лучший вариант построения будущих театральных проектов. Музыканты погружаются в замысел наших педагогов-режиссёров, хореографы сотрудничают с хормейстерами и концертмейстерами и это творческое единство помогает нам всем развивать свои знания, свой вкус и рождает интересную творческую атмосферу, в который важны все. А концертмейстер может стать соавтором наших спектаклей.
За последние 30 лет в нашей стране начали активно появляться театральные школы и театральные отделения в ДШИ. Несмотря на то, что театр является одним из древнейших видов искусств, наша система художественного образования лишь не так давно обратила внимание на уникальные возможности театрального воспитания в созидании яркой, деятельной, продуктивной личности. В театральные школы и на театральные отделения стали приходить грамотные профессионалы, появились интересные проекты, энтузиасты много работают для продвижения этого направления в системе художественного образования. Более того, был создан Союз детских театральных школ и театральных отделений Детских школ искусств.
СДТШ уже несколько лет проводит свои лаборатории, семинары, форумы и всё это помогает его участникам решать те общие задачи, которые преподаватели театральных дисциплин ставят перед собой. В этом ряду, несколько отдельно на данный момент, существует серьезная проблема концертмейстерской работы в театральном детском коллективе.
Надо отметить, что на сегодняшний день, концертмейстер (хороший концертмейстер) стал некоторой дефицитной фигурой. Ведь концертмейстер - это не просто исполнитель с хорошей профессиональной подготовкой в игре на музыкальном инструменте. Он одновременно и обязательно - настоящий педагог, яркая художественная единица, создающая атмосферу творческого восприятия учеником учебного материала. На занятиях театральных все эти задачи становятся ещё более востребованными. Формальное исполнение какого-либо материала на уроке без понимания творческих задач становится бессмысленным. К сожалению, найти такую личность, которая будет не просто полностью включена, а искренно захвачена процессом создания спектакля - почти невыполнимая миссия. Конечно, хотелось бы, чтобы и средние и высшие учебные заведения настраивали бы своих выпускников к разнообразной деятельности, которую им придется выполнять в течении творческого пути.
Сегодня я готова поделиться своим опытом в этой непростой работе. Возможно, это поможет кому-то пересмотреть свой взгляд на эту деятельность, а кто-то поймёт, что именно такой путь приведет их к полному раскрытию их творческого потенциала.
Мой опыт работы концертмейстером на момент написания статьи превышает 48 лет. Впервые я начала работать концертмейстером в 1976 году в музыкальном училище города Абакана. И в то время существовал дефицит кадров и нам, студентам третьего курса, предложили поработать на этой должности. С тех пор я работала в ансамбле с учащимися и преподавателями в классах скрипки, виолончели, балалайки, много лет работала концертмейстером хора, хореографического коллектива, вокального класса.
Последние 25 лет мне пришлось соединить в своей творческой работе два направления: руководитель театрального коллектива и концертмейстера этого же коллектива. По сути именно из моей концертмейстерской работы, в некоторой степени, родилась и моя новая стезя - театральная.
Всю эту информацию я рассказываю затем, чтобы пояснить мои дальнейшие размышления о том, что отличает концертмейстера театрального от концертмейстера, работающего с музыкантами. За годы работы в детском театре мне пришлось научиться новым навыкам, познакомиться с огромным пластом современного музыкального материала, стать немного композитором, учитывать психологическое воздействие материала на детей разного возраста. С одной стороны, мой опыт классического музыканта, понимание музыкальной формы, знание большого количества классических произведений, мне в этом помогал. С другой стороны, заставлял становится более гибкой, обучаться новым импровизационным навыкам, преодолевать свой страх в написании каких-то музыкальных композиций.
В наших больших театрах всегда присутствует фигура музыкального руководителя. В детском театре такой фигурой должен стать концертмейстер. На театральном отделении ЕДШИ №4 «АртСозвездие» ежегодно создается около 10-12 театральных проектов: спектаклей, литературно-театральных композиций, концертных номеров. В создании каждого из них на самом первом этапе подключается и концертмейстер.
Необходимо выстроить некоторую единую стилистику спектакля. Естественно, что одну из ведущих ролей в этом будут играть музыкальная ткань спектакля. У нас есть некая обязательная программа в развитии профессиональных и человеческих качеств учащегося. Так например, в первом, втором классе ребята погружаются в естественную для них атмосферу игры. Для этого подбирается несложный, но яркий музыкальный материал. Часто режиссер сталкивается с тем что современные детские песенки или несколько примитивны, либо несут в себе негативную коннотацию и тогда концертмейстер пишет по заказу режиссерской группы новую песенку, или подбирает такой музыкальный материал, который можно использовать в соответствии возрастным особенностям детей, и на эту музыку подбирается или пишется поэтическая композиция.
Есть еще один прием. Этот прием я использовала, когда мы работали над спектаклем «Чуккок-кола» по произведениям Корнея Чуковского. Была написана маленькая опера, где дети «разговаривали» музыкальным речитативом. Спектакль был выстроен, как мини-клоунада, а на хореографических номерах была использована музыка Шостаковича из альбома «Танцы кукол». Это смелое решение, к нашему удивлению, сработало очень интересно. Мне, как концертмейстеру, пришлось плотно поработать со звукорежиссером, чтобы все темпо-ритмические, динамические и другие задачи сложились в одно музыкально-театральное полотно. Таким приемом можно пользоваться с ребятами младших классов. Самое главное - учитывать качество музыкального материала, выстраивать единое стилистическое решение, обратить внимание на психологические особенности младшего возраста, внимательно развивать хоровые и ансамблевые навыки обучающихся.
В этой работе, как заметили читатели, я несколько «пропускаю» сугубо профессиональные качества концертмейстера, так как хочу сконцентрировать ваше внимание на том, каким образом концертмейстер может стать помощником режиссёра, в подготовке к театральному действию. Надеюсь, что этими качествами обладают в той или иной степени обладают все профессиональные музыканты.
Продолжая делиться своим опытом, предлагаю вам познакомиться с ещё одним приемом, которым могут успешно воспользоваться музыкальные консультанты спектакля, которыми в ДШИ являются концертмейстеры. В 3-4 классах в нашем коллективе педагоги часто обращаются к народному материалу. Обычно для работы берутся сказки народов мира и совершенно естественно, что к этому материалу логично присоединяется и народные песни той страны, с которой мы знакомим наших учеников. Концертмейстер вместе с преподавателями подбирают и песенный и танцевальный материал, с которым будет работать педагог по основам театральной игры. И из этого взаимодействия рождаются спектакли, которые с большим интересом смотрят зрители, и в которых с большим удовольствием работают наши юные актёры. Эта история достаточна проста, но очень эффективна и одновременно эффектна.
В нашем репертуаре есть спектакли, в основе которых лежали немецкие сказки и детские песенки, у нас есть материал для истории, построенные на народном материале таких стран как Италия, Франция и т.д. Конечно же, мы обязательно включаем в нашу работу и сказки народов нашей страны, но в этом случае к этому материалу мы обращаемся несколько позднее, так как к этой работе надо подходить в более осмысленном возрасте. Русский фольклор, русская литература тоже ярко представлена в нашем репертуаре, но здесь роль концертмейстера очень плотно спаяна с работой хормейстера и хореографа, поэтому на эту тему мы предложим вашему вниманию отдельную работу.
В последнее время, бывая на различных конкурсах, форумах, я слышу, как часто члены жюри делают замечания по поводу подбора музыкального материала. Часто используется в одной работе хаотический набор случайных музыкальных произведений. Понимаю, как трудно педагогу, ставящему спектакль, разбираться ещё и во всём разнообразии музыкальных жанров, стилей, направлений. И призываю подключать к этому творческому процессу группу концертмейстеров. Для этого желательно погружать её в свой замысел, можно вместе прослушивать музыкальные композиции, смотреть, как они впишутся в тот материал, с которым вы начали вместе работать.
Для примера расскажу о том, как выстраивалась наша работа над спектаклем «Уроки» по мотивам рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В этом спектакле режиссёр предложил создать два мира: мир современных детей и мир ребят, живущих в далёкие послевоенные годы. Я, как концертмейстер и музыкальный консультант предложила ввести в спектакль три основных музыкальных лейтмотива, определяющих время, в котором живут ребята разного времени. Современные дети поют и танцуют под очень современную и несколько агрессивную композицию «Прыгай выше головы», а школьники послевоенного времени радостно поют яркую и впечатляющую песню «Москва майская». Этот контраст в итоге стал определяющим в спектакле, работая на замысел режиссера. А объединяющей силой, вечным символом доброты, материнской любви и человеческой мудрости стала русская народная песня «Ой, ты реченька». Надо сказать, что такой простой прием в большой степени повлиял и на наших учеников, участвующих в спектакле, помогая им более глубоко проживать эту очень непростую для них историю.
В конце своей работы приведу ещё один пример создания спектакля, в котором мой опыт музыканта-концертмейстера стал во многом определяющим. С нашими старшими ребятами, группой РПО мы затеяли работу над композицией по стихам Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Режиссером этого спектакля была я сама. Самое удивительное, что достаточно долго не рождалась музыкальная ткань спектакля. Чтобы я не пробовала присоединить к этим стихам, всё звучало не так. И однажды, перебирая ноты я увидела мои любимые «Мимолетности» Сергея Прокофьева. И все встало на свои места: камерное звучание фортепиано, стихи великой поэзии Серебряного века, эпоха, страна, родившая гениальных творцов. Удивительно острые гармонии Прокофьева, страстная и нервная музыка его «Сарказмов», острое и точное слово Николая Гумилёва,противоречивая любовь двух поэтов – помогли нам создать один из любимых наших спектаклей «Анна и конквистадор». А молодой педагог и актриса Екатерина Левина придумала такой пластический рисунок, который мог родиться только в невероятном содружестве всех создателей этой работы.
В итоге могу сказать одну очень важную для нас мысль: каждый раз, начиная планировать нашу будущую работу, наш небольшой творческий коллектив включается в процесс создания будущего спектакля со всей ответственностью, помогая найти лучший вариант построения будущих театральных проектов. Музыканты погружаются в замысел наших педагогов-режиссёров, хореографы сотрудничают с хормейстерами и концертмейстерами и это творческое единство помогает нам всем развивать свои знания, свой вкус и рождает интересную творческую атмосферу, в который важны все. А концертмейстер может стать соавтором наших спектаклей.