Статьи и метод. работы

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ОТ МУЗЫКИ ДО ДРАМАТУРГИИ.

Введение

Концертмейстер, работающий на театральном отделении школы искусств, должен понимать, что его работа не ограничивается рамками аккомпанемента. Концертмейстер играет одну из ключевых ролей в создании спектаклей, охватывая множество аспектов, от подбора музыкального материала до написания музыки и текстов, что существенно влияет на развитие, как отдельных сцен, так и общей концепции спектакля.

1.Подбор музыкального материала

Концертмейстер – это человек, который тщательно выбирает музыкальные произведения, соответствующие атмосфере, настроению, историческому периоду, возрасту участников спектакля. Это может быть классическая музыка, современные композиции или даже оригинальные произведения, написанные специально концертмейстером для спектакля.

За два года моей деятельности, в качестве концертмейстера театрального отделения, я работала над музыкальным материалом к восемнадцати постановкам Образцового коллектива «Содружество театров «Фарандола».

Остановлюсь на двух удачных примерах, когда музыка становилась важной составляющей спектакля и делала рассказанную историю еще более аутентичной.

Для спектакля на стихи Алана Милна «И все-все-все…!» несколько месяцев не могли найти музыкальный материал. Вначале поиск ограничился только самыми простыми английскими детскими песенками и их, действительно, большое количество, но все они для совсем маленьких детей и часто их учат на уроках английского языка, поэтому такой вариант был слишком «замыленным» для этого спектакля, и от идеи использования этих песен пришлось отказаться. Весь остальной материал, который находила я и другие педагоги, был слишком современным и не поддерживал образ английской глубинки, либо был слишком взрослый и не соотносился с милыми детскими стихами Милна. После долгих поисков, мне в голову пришла идея поискать музыку среди детской аудитории того далекого времени, но не только в Англии, но и в Америке, и немного расширить временные рамки. Я нашла записи песен маленькой звезды Голливуда Ширли Темпл. Аудио записи юной певицы 30-х, дошедшие до нас, в основном, были очень старые, плохого качества. Но с помощью переводчика я смогла восстановить текст песни, на слух подобрала мелодию и гармонию. Совместно с аранжировщиком Вахитовым Вадимом Мусеевичем были созданы минусовки в стиле тех лет, которые идеально вписались в концепцию, время и стиль спектакля, а еще они очень понравились детям.

Вторым примером удачного подбора музыкального материала стал спектакль на детские стихи Саши Черного «Ну-ка, дети…Кто?». Здесь была схожая проблема с предыдущим примером. Необходим был материал времени юности Саши Черного, это дореволюционный период. Важное условие – материал не мог быть в чисто народном стиле, так как в стихах Саши Черного явно просматривается принадлежность его героев к определенному сословию. Мною были найдены детские песни композитора Калинникова. К счастью, в этот раз мне повезло, и в общем доступе были найдены ноты этих песен. Перебрав несколько разных вариантов инструментального сопровождения, мы с Вадимом Мусеевичем остановились на инструментах симфонического оркестра и угадали. Получились очень милые и деликатные детские песенки с интересными ходами и гармониями Калинникова, однако сохранившие дух времени и идеально подошедшие стихам Саши Черного.

2.Написание музыки и текстов

В некоторых случаях концертмейстер может создавать собственные музыкальные и текстовые фрагменты, которые помогают двигать сюжет и вносить новые обстоятельства. Например, он может написать музыку для сцен, где требуется подчеркнуть эмоциональное состояние героев или создать атмосферу определенного времени и места.

Довольно часто в спектаклях встает вопрос о подборе материала, который поможет раскрыть некоторые важные моменты сюжета. В спектакле #ПроЛюбовь, конечно, не могла не прозвучать любовная тема. Просилась легкая лирическая песенка, в которой ребята четвертого-пятого класса раскрыли бы свое отношение к теме первой любви. Мной был придумана незатейливая мелодия и шуточный текст:

Сердце стучит все быстрей

Хочется всем рассказать!

Просто у меня первая любовь… опять…

Этот спектакль был показан на отчетном концерте Образцового коллектива «Содружество театров «Фарандола» и стал участником фестиваля сказок «Дикоросы» в 2023 году.

Одним из самый дерзких моих экспериментов стала работа над музыкальным материалом в спектакле «Красная шапочка». В этом спектакле автор пьесы Евгений Шварц прописал тексты песен для главных героев сказки. Но так как постановка была адаптирована под современную реальность, нужен был более современный материал, и режиссер спектакля видел его в стиле джаз.

Мы опять очень много искали, перебирали варианты, даже связались с джазовым композитором Григорией Файном, но этот материал, к сожалению, нам не подошел по ряду причин.

В итоге, мне пришла идея отойти от привычных действий по поиску музыкального материала, и воспользоваться принципом ТРИЗ для решения нестандартных задач, а именно принципом использования ресурсов, который формулируется так: дополнительное использование имеющихся в системе и ее окружении веществ непосредственно или при некотором их преобразовании.

В моем распоряжении имелись ноты джазовых пьес для фортепиано для учеников средних классов музыкальных школ. В этом альбоме нашлись пьесы разного характера, темпоритма и настроения. Адаптация и переложение материала позволила создать весь песенный ряд, необходимый для спектакля «Красная шапочка».

Далее я написала тексты ко всем песням спектакля, частично ориентируясь на тексты Евгения Шварца, частично придумывая новые обстоятельства и рисуя дополнительные характеристики к характерам героев.

Спектакль стал обладателем диплома Лауреата Iстепени Всероссийского Форума театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте» г. Москва. Музыкальные номера были использованы в юбилейном концерте ЕДШИ №4 «АртСозвездие» «Открывая Вселенную» и юбилейном концерте Образцового коллектива «Содружество театров «Фарандола» «Этот сказочный мир…»

3.Аранжировка и исполнение

Концертмейстер помогает писать аранжировки для музыкальных номеров, адаптируя их под возможности исполнителей. Он также может исполнять обязанности звукорежиссера при показе спектаклей на профессиональной сцене, обеспечивая качественное звуковое сопровождение.

Периодически в мои обязанности входит работа с треками и минусовками, если нужно сделать какие-то манипуляции с уже готовой фонограммой, замедлить, повысить\понизить тональность, монтаж и т.д. Я умею пользоваться программами Sony Vegas Pro, FL Studio.

Со сложными аранжировками мне помогает профессиональный аранжировщик Вадим Мусеевич Вахитов. Мы вместе садимся на студии, обговариваем всю нюансы: темп, тональность, инструментальный ряд, характер, дополнительные звуковые эффекты, которые необходимо добавить в фонограмму, звуки природы, удары колокола, шум моря и т. д.

В случае, когда в спектакле используются только фонограммы, концертмейстер становится звукорежиссером, он присутствует на всех репетициях, включает в нужный момент все музыкальные треки, шумы и звуки, становится полноценным участником спектакля. Ведь от того, насколько концертмейстер чувствует актеров, зависит многое. Актеры Содружества театров Фарандола не являются профессионалами, иногда они забывают текст. Нужно очень хорошо понимать все, что происходит в данный момент на сцене, быть в контексте каждой истории, каждой сцены, каждого героя, каждого слова, чтобы в нужный момент включить музыку, даже если герой забыл слова, с нужной громкостью, а еще по лицам детей увидеть хорошо ли они слышат себя, и если нет, добавить звук в мониторы на сцене. Это, конечно, все нюансы, но очень важные нюансы, которые познаются в ходе работы на театральном отделении и о которых мало кто знает.

4.Влияние на сюжет и раскрытие характеров

Музыка, написанная или подобранная концертмейстером, может существенно влиять на развитие сюжета и раскрытие характеров героев. Например, она может подчеркнуть драматические моменты, усилить эмоциональное воздействие на зрителей или создать комический эффект. А может создать определенную атмосферу всему спектаклю.

Иллюстрацией этого примера может послужить песня «Радуга в кармане». Песня с таким названием была у Элвиса Пресли, мне очень понравилась эта метафора. И я написала песенку не к спектаклю, а просто так, от лица ребенка, который сам себе придумал радугу в кармане и теперь это его талисман:

И мне теперь не страшен ни холод, ни зной,

Ни двойки не боюсь, ни простуды,

Ведь у меня в кармане всегда под рукой

Маленький кусочек, маленький кусочек,

Радужный кусочек чуда!

Я дала послушать ее режиссеру театра. И в итоге именно эта песня дала название спектаклю «Радуга в кармане», и зарядила его атмосферой радости и чудес. На методическом просмотре в Екатеринбургском государственном театральном институте мастер курса Царегородцева Екатерина Григорьевна отметила песню «Радуга в кармане» и похвалила весь спектакль за прекрасное радостное настроение и музыкальный материал.

Заключение

Роль концертмейстера на театральном отделении школы искусств невозможно переоценить. Его вклад в создание спектаклей не ограничивается только музыкальным сопровождением, но и включает в себя элементы драматургии, что делает его незаменимым участником творческого процесса.

Я понимаю, что концертмейстер не всегда имеет склонность к написанию музыки и стихов, однако важно, чтобы он был заинтересованным, любознательным, нестандартно мыслящим и главное, не боялся экспериментов.

Для этого руководителю коллектива необходимо создавать атмосферу творчества, разрешать озвучивать любые идеи, как педагогам, так и детям. Не все идеи находят воплощение, но каждая может натолкнуть на решение какой-то важной задачи.

Для обмена опытом и музыкальным материалом с другими концертмейстерами театральных школ и театральных отделений школ искусств, мной была создана библиотека на базе Союза детских театральных школ и театральных отделений школ искусств на сайте СДТШ.рф

А также, городской ресурсный центр «Искусства театра» по моей просьбе создал отдельный раздел для концертмейстеров и педагогов театральных отделений школ искусств города Екатеринбурга.
2024-09-23 13:05