Статьи и метод. работы

Особенности работы концертмейстера с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху

Особенности работы концертмейстера с детьми с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Автор данной статьи Ярмоленко Анна Сергеевна, концертмейстер театрального отделения ЕДШИ №4 «АртСозвездие», имеет опыт работы с детьми с ограниченными возможностями по слуху на уроках по вокальному ансамблю. Исходя из этой работы были составлены следующие рекомендации.

Введение

Работа концертмейстера с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья по слуху, требует особого подхода, который учитывает их специфические потребности и возможности. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты и особенности такой работы, а также методы, которые могут быть использованы для эффективного взаимодействия и развития музыкальных способностей у таких детей.

1.Информационная подготовленность

Чтобы понимать, как работать с ребенком, имеющим такую патологию, необходимо разобраться в вопросе. Так как есть разные варианты тугоухости, частичной или полной потери слуха, нужно уточнить у родителя какая именно степень потери слуха есть у ребенка, используется ли слуховой аппарат (есть разные слуховые аппараты, некоторые, более современные модели, совсем не заметны в ушке ребенка). Уточните у мамы, а если ребенок уже взрослый, то у самого ребенка, на сколько хорошо он слышит речь и музыку, потому что от этого мы будем отталкиваться в выборе стратегии обучения.

В моей практике было два ребенка с ОВЗ по слуху.

В первом случае у ребенка была сильная тугоухость, компенсированная двумя слуховыми аппаратами. Они позволяли ему довольно хорошо слышать, однако музыку ему легче было воспринимать, если источник звука находился как можно ближе к нему. Естественно, в такой ситуации мы находили ему самое оптимальное место для работы на уроке, максимально близко расположенное к фортепиано.

Второй случай, с которым я столкнулась в своей практике был совсем иной. Ребенку в головной мозг вживили чип - анализатор звуков. Этот вариант помогает ребенку слышать абсолютно все звуки, но он слышит их без эмоциональной окраски, а музыку, по словам самого ребенка, он воспринимает, как набор разрозненных сигналов, похожих на азбуку Морзе.

В такой ситуации необходимо намного больше времени для того, чтобы ребенок начал воспринимать конкретную песню, как музыку.

С чего лучше начать, во-первых, в начале нужно дать ребенку познакомиться только с мелодией. Запишите мелодию на телефон, чтобы потом ребенок мог самостоятельно прослушивать ее дома и учиться ее слышать, как мелодию. Да, для этого ему нужно будет очень сильно потрудиться. Приготовьте его к этому. Объясните, что у него обязательно получится. Далее, когда он начнет понимать мелодию очень хорошо, можно подключать аккомпанемент. Не спешите, дайте привыкнуть ребенку к музыкальному материалу. Это долгая и сложная работа, однако в результате этой работы, девочка с чипом-анализатором выучила все песни в спектакле «Три счастливых дня» и исполняла их вместе с другими детьми. Видеозапись этого спектакля есть в VK-сообществе farandolateatr

Важный нюанс при работе с классом, в котором есть ребенок с вживленным чипом-анализатором: старайтесь проявлять чуть большую эмоциональность, чем принято и привычно, и не отворачивать лицо от этого ребенка, так как он понимает юмор, сарказм, грусть, радость и другие эмоции только по вашей мимике.

Вывод: важно знать и понимать особенности конкретного ребенка с ОВЗ по слуху, и в зависимости от этого выстраивать коммуникацию и работу на уроке.

2.Создание атмосферы эмоциональной близости и доверия

Самым первым этапом работы со слабослышащими детьми должно быть налаживание контакта. Важно, чтоб ребенок вам доверял, был уверен, что вы не видите в его расстройстве ничего отталкивающего, воспринимаете его особенность с пониманием.

Если есть такая возможность, предупредите других детей в классе об особенности этого ребенка, чтобы они знали и были более чуткими и внимательными по отношению к нему.

Объясню на примере. Когда к нам, на театральное отделение ЕДШИ №4 «АртСозвездие» поступила девочка с чипом-анализатором, до ее знакомства с детьми, мы с педагогами собрали весь класс и объяснили, что этот ребенок не слышит интонацию, не понимает ее, что нужно бережно, аккуратно, тепло отнестись к этой девочке, чтобы ей было комфортно и приятно работать в коллективе. И ребята откликнулись, они стали ненавязчиво опекать ее, дружить с ней. Таким образом работа в классе и общая атмосфера не была нарушена присутствием ребенка с ОВЗ по слуху, наоборот этот ребенок сделал коллектив еще более сплоченным. Видя, как работает эта девчонка, все остальные ребята подтянулись, стали еще более работоспособными и ответственными.

3.Игры, помогающие настроить связь между концертмейстером и учеником с ОВЗ по слуху

Концертмейстеру и ребенку с ОВЗ по слуху очень важно чувствовать друг друга и понимать. Да, конечно, концертмейстер должен подстроиться под своего подопечного, но будет более результативным, если этот процесс будет обоюдным.

Для этого можно поиграть в разного рода игры на внимание.

«Поймай хлопочек»

Концертмейстер делает хлопок в ладоши, а ребенок должен его поймать.

Чтобы ребенок понимал, когда нужно хлопнуть, помогите ему, сделайте небольшой замах. Когда у ребенка получится одновременно с вами делать хлопок, обязательно обрадуйтесь и похвалите вашу команду. Вы справились.

После этой игры, ребенок будет более чувствителен к вашим движениям, ему легче будет вступать в свою вокальную партию.

«Поймай темп»

Даже до того, как вы с ребенком с ОВЗ по слуху выучили какие-то мелодии, можно поиграть в игру «Поймай темп». Для этого ему понадобятся только ладошки, в которые он будет хлопать. Для начала потренируйтесь с ним хлопать в сильную долю. А потом сообщите, что ему придется очень внимательно следить, потому что вы будете его путать и играть на фортепиано, то быстрей, то медленней, а попасть в сильную долю нужно обязательно. И тут концертмейстер начинает играть произведение в начале в одном темпе, а потом произвольно меняет темп несколько раз. Конечно, обязательно, нужно похвалить ребенка! Это очень важный этап. Ведь ребенок очень сильно старается в этот момент и даже, если у него, что-то не получилось, наверняка, найдется то, что получилось, заострите на этом внимание и похвалите его.

После этой игры, ребенок с ОВЗ по слуху будет лучше чувствовать сильную долю, чувствовать темпо-ритм, чувствовать вас, как концертмейстера, уметь работать в команде, подстраиваться под коллектив и т.д.

Заключение

Работа концертмейстера со слабослышащими детьми требует особого подхода и внимания к их специфическим потребностям. Важно проявить внимательность, может быть даже изобретательность, и к каждому ребенку с такой патологией найти свой подход. Важно выстроить коммуникацию с ребенком и его родителями, найти варианты, при которых ребенку легче воспринимать материал и обучаться. Проявите участие и искреннюю заинтересованность и у вас обязательно все получится.

Этой статьей я хотела на своем примере показать педагогам и концертмейстерам, которым предстоит работать с детьми ОВЗ по слуху, что все возможно, и дети с этими особенностями прекрасно адаптируются. Они поют, они танцуют, они работают на сцене, в коллективе, на уроках. Главное, что от нас с вами требуется, это искренняя заинтересованность и включенность в каждого ребенка, в том числе с ОВЗ по слуху.
Made on
Tilda